Ярославский государственный университет возник путем преобразования Ярославского Демидовского юридического лицея. Подписанный Владимиром Ильичем Лениным Декрет Совета Народных Комиссаров от 21 января 1919 года гласил...
«В ознаменование Октябрьской революции 1917г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знания и культуры, учредить государственные университеты в городах Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и преобразовать в государственные университеты бывшие Демидовский юридический лицей в Ярославле и педагогический институт в Самаре. Сроком открытия университетов считать день первой годовщины Октябрьской революции — 7 ноября 1918г.».
Новое учебное заведение было размещено в зданиях бывшего духовного Ионафановского училища и Духовной семинарии. Осенью 1919 года выделенные здания решено было передать под лазареты, а университет перевести временно в здание бывшей Антиповской гимназии. К осени 1920 первоначально выделенные здания были возвращены. Занятия в университете начались осенью 1918 года. Первое время они проводились только вечером, поскольку большая часть студентов вынуждена была работать, чтобы обеспечить себя материально.
Первоначально должность ректора исполнял Валериан Николаевич Ширяев, последний директор юридического лицея. Он же стал первым ректором университета после выборов 21 февраля 1920 года. До 21 февраля 1921 г. должность проректора занимал Василий Никанорович Мышцын, затем — Александр Александрович Мануилов. Руководил работой Совет университета, в состав которого вошли все профессора и преподаватели (в 1918 – 13 человек). По мере расширения деятельности вуза, функции Совета взял на себя Президиум университета, в состав которого вошли: ректор, проректоры, секретарь Совета, деканы, секретари факультетов, представители студентов. Президиум занимался проработкой вопросов текущей жизни университета, которые затем выносились на обсуждение Совета.
Хозяйственными вопросами занималось Правление, состоявшее из ректора, проректора и деканов отделений (на 1 января 1919 г. – 7 человек). Учебными вопросами отделения занимались самостоятельно. Общие для всех отделений учебные вопросы должна была решать Коллегия. Должность декана юридического отделения занимал Николай Николаевич Полянский, экономического и кооперативного – Николай Николаевич Голубев, исторического – Владимир Георгиевич Щеглов. С 20 февраля 1920 г. на посту декана Владимира Георгиевича Щеглова сменил Александр Иванович Анисимов. В целом, организационная структура университета не была стабильной. Состав факультетов, отделений и кафедр постоянно менялся.
Первый набор студентов университета начал заниматься на единственном факультете – общественных и исторических наук по четырем отделениям: экономическому, юридическому, историческому и кооперативному. Студенты, не успевшие окончить Демидовский Юридический лицей, продолжили занятия по лицейской программе обучения для второго, третьего и четвертого курсов.
Весной 1919г. Наркомпрос приступил к закрытию юридических и филологических факультетов в вузах и созданию факультетов общественных наук (ФОН) с тремя отделениями: юридическо–политическим, экономическим и историческим. Для ярославского университета это преобразование оказалось вполне приемлемым, поскольку кооперативное отделение легко сливалось с экономическим. Деканом экономического отделения стал Борис Васильевич Чредин, юридическо–политического – Валериан Николаевич Ширяев, затем его сменили вначале Борис Антонович Лапицкий, а затем Александр Александрович Мануилов. Весной 1920г. историческое отделение было преобразовано в общественно–педагогическое, а юридическо–политическое — в правовое. На факультете общественных наук для организации учебной работы создавались специальные кабинеты. К 1920 г. работало 16 методических кабинетов, было создано 29 кафедр.
Новое преобразование факультета общественных наук в университете началось в 1922г., когда он был объединен с педагогическим институтом имени Н.А.Некрасова (бывшим Институтом народного образования). На их базе был создан педагогический факультет. Кроме того, в состав университета вошло и отделение Московского археологического института, действовавшее в городе с 1912 года. Это решение было принято Главным управлением профессионального образования (Главпрофобр) Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) в феврале 1922 года. Деканом нового факультета был избран Павел Никодимович Груздев. Педагогический факультет стал готовить кадры для техникумов и школ второй ступени. Первый курс для всех студентов был общим, а со второго устанавливалась специализация по трем отделениям: словесно–историческому, со словесной и исторической секциями; биолого–географическому и физико–математическому. Помимо учебной работы преподаватели и студенты педфака занимались с учителями школ по повышению их квалификации, разрабатывали учебные программы для школ.
Медицинский факультет университета стал формироваться с января 1919 года. Временно он разместился в здании Музея естественно–исторического общества, затем — в помещениях духовной семинарии. Деканом был избран профессор Иван Осипович Зубов, с 18 июля 1920г. его сменил Петр Петрович Дьяконов. Занятия начались 25 ноября 1919 года. Из–за материальных сложностей профессора Иван Порфирьевич Рождественский и Евгений Михайлович Шляхтин, которые начали читать основные профильные курсы анатомии и гистологии, вынуждены были перевестись в Ташкентский университет, поэтому занятия по анатомии начал вести Николай Степанович Соловьев. Летом 1920 г. деканом факультета был избран Петр Петрович Дьяконов. К осени 1920г. на медицинском факультете обучалось 400 студентов. Было организовано 8 методических кабинетов.
18 октября 1919 г. был открыт рабочий факультет (рабфак) как самостоятельная структура университета. 25 сентября 1919г. председателем его Совета был избран профессор Борис Васильевич Чредин, в июне 1920 года его сменил профессор Адам Октовианович Блажеевич. В президиуме факультета, помимо председателя, работали: профессор Василий Никанорович Мышцын, известный педагог Константин Николаевич Смирнов, представители студентов и слушателей рабфака. Занятия для слушателей рабфака проводились в здании Института народного образования. Преподавали на рабфаке не только университетские профессора, но и преподаватели Института народного образования и студенты университета. Основное внимание уделялось физико–математическим и естественным наукам. В первый год работы на факультете числилось 68 слушателей, из них на второй курс перешли только 15 человек. В феврале 1920 г. рабфак открыл так называемое «параллельное» отделение при Ярославской Большой мануфактуре. К середине 1921г. на обоих отделениях числилось 566 слушателей.
В апреле 1920 г. в университете была создана специальная комиссия для разработки плана организации агрономического факультета. В нее вошли не только преподаватели, но представители других заинтересованных в его открытии организаций (губернского земельного отдела, губернского совета народного хозяйства). План был разработан к осени 1920 г. и представлен на утверждение в Наркомпрос. Губземотдел для организации животноводческой фермы в качестве учебной базы предложил совхозы «Щедрино» и «Варино». В ноябре был сформирован штат преподавателей. 20 ноября 1920 г. Совет университета утвердил открытие агрономического факультета. Деканом стал Александр Александрович Мануилов. Для организации практических занятий были созданы четыре кабинета и две лаборатории (неорганической химии и почвоведения).
Первоочередной для университета в период его становления стала задача формирования фондов библиотеки, поскольку без нее трудно было организовать учебный процесс, особенно самостоятельную работу студентов. Книги для университета передавали различные организации. Была создана библиотечная комиссия, которая целенаправленно закупала профильную литературу. К 1920 г. в библиотеке университета было уже более 60000 томов.
Из лицея в университет перешли 13 преподавателей, но, по мере расширения читаемых курсов, к осени 1919 в университете уже работали 34 преподавателя. Конкурсного отбора на открывавшиеся вакансии не проводилось, преподаватели приглашались по рекомендации. Часто они совмещали работу в Ярославле (2–3 дня в неделю) с преподаванием в московских вузах. Такое положение объяснялось отсутствием постоянного жилья в городе для приглашенных преподавателей. С 1920г. Наркоматом путей сообщения для поездок в Ярославль преподавателям был выделен особый вагон, отправлявшийся из Москвы два раза в неделю. Все вновь принимаемые преподаватели утверждались на Совете университета. К 1920–1921 учебному году в вузе уже работали 114 преподавателей (по 43 человека на ФОНе и медфаке и 28 — на агрономическом факультете), из них 39 были профессорами.
К сожалению, многие преподаватели, выбранные на должности, не являлись на занятия или впоследствии отказывались приступить к занятиям, что нарушало работу кафедр университета. Это объяснялось трудностями жизни в Ярославле после военных действий июля 1918 года и слухами о нестабильном положении самого университета. Тем не менее, в период с 1918 по 1924 г. в университете работали очень известные специалисты: юристы Николай Николаевич Голубев, Борис Дмитриевич Плетнев, Николай Николаевич Михеев, историк и искусствовед Александр Иванович Анисимов, историки Иван Иванович Полосин, Валентин Николаевич Бочкарев, Георгий Карлович Вебер, Дмитрий Николаевич Эдинг, медики Иван Порфирьевич Рождественский, Николай Васильевич Соловьев, физик Василий Владимирович Шулейкин, биологи Михаил Сергеевич Каптерев, Михаил Алексеевич Янсон, Вячеслав Аверкиевич Дейнега, Борис Львович Бернштейн.
В марте 1922 года ректором университета стал заведующий кафедрой физиологической химии, врач, биохимик, Василий Васильевич Потемкин.
Студенческий состав изменялся в зависимости от этапов реформирования структуры вуза. Из студентов лицея в университет перешли 338 человек. Вместе с вновь поступившими они составили на конец первого учебного года 1216 человек. По новым правилам поступления в вузы ректорам давалось право принимать студентов в течение всего учебного года, поэтому количество студентов постоянно менялось. Из числа записавшихся в университет студентов реально посещали занятия лишь 201 человек. Осенью 1919г. в университете числилось 1897 студентов. В 1920–21 учебном году числилось 2316 студентов, а фактически занималось 803. Из них 84% студентов были жителями Ярославля и губернии, а остальные – выходцами из соседних губерний: Тверской, Костромской, Владимирской и др. Первоначально вопросами студенческой жизни занимался Совет старост, а затем все текущие вопросы перешли к Комиссии по социальному обеспечению. С осени 1920г. вместо Комиссии была введена должность уполномоченного по социальному обеспечению студентов, который был членом Правления университета. Студенты делегировали своих представителей в органы университетского управления через бюро студенческих представителей. За короткий период работы университет выпустил довольно много специалистов разных направлений, которые зарекомендовали себя в разных сферах научной и общественной жизни. Это географ Матвей Георгиевич Кадек, журналист Николай Григорьевич Пальгунов, медик Сергей Дмитриевич Носов, биолог Тихон Александрович Работнов.
Проводя в жизнь идею о свертывании системы широкого университетского образования и переходе к подготовке специалистов узкотехнического профиля, Наркомпрос в начале 1922 года приступил к ликвидации юридических факультетов университетов. Главное управление профессионального образования (Главпрофобр) НКП РСФСР предложило закрыть ФОН ЯрГУ «в лице его правового отделения» к началу 1922–23 учебного года. Но в Главпрофобр поступило ходатайство ФОНа ЯрГУ за подписью его руководителя Бориса Владимировича Чредина о разрешении студентам 5–9 семестров пройти ускоренный курс с таким расчетом, чтобы к первому июля 1923 г. был сделан выпуск. Одновременно было получено письмо за подписью председателя Ярославского губисполкома Шелехеса и секретаря Пакова от 6 сентября 1922 г. В письме содержалась просьба не сокращать правовое отделение, так как оно является одним из старейших в республике, всецело обеспечено квалифицированными преподавателями и занимает небольшое место в бюджете ФОН. Обращалось внимание на то, что отделение проводит краткосрочные курсы судебных деятелей, а желающие поступить (свыше 100 человек) уже командированы советскими органами. Аналогичное ходатайство направили Ярославский губернский прокурор и Председатель Ярославского губернского совета народных судей. В нем указывалось на необходимость сохранения высшей юридической школы в Ярославле, в том числе для продолжения обучения на курсах при отделении судебных деятелей. Эти обращения возымели определенное действие, и Коллегия Главпрофобра 15 сентября 1922 г. постановила разрешить завершение ускоренного обучения студентов старших курсов к 1 июля 1923 г. Коллегия НКП РСФСР в октябре 1922 г. одобрила это решение. После очередных ходатайств Президиум коллегии Главпрофобра 13 марта 1923 г. продлил срок ликвидации ФОНа ЯрГУ до октября 1923 г., но предупредил Ярославский губисполком и Правление университета, что этот срок окончательный и дальнейшему продлению не подлежит (п. 3 Протокола № 16 от 13 марта 1923 г.). Естественно, что ФОН ликвидировался «в лице его правового отделения».
Ярославский университет по–прежнему входил в систему Наркомпроса и имел республиканское подчинение. Несмотря на это, 17 июля 1923 г. Совет Народных Комиссаров принял Циркуляр, объявленный по Народному комиссариату просвещения распоряжением № 457 и прекращавший отпуск средств на содержание университета из республиканского бюджета, предлагая финансировать университет на местные средства. В августе 1924 года Декретом Совета Народных Комиссаров №680 был закрыт медицинский факультет, а педагогический факультет вновь был выделен в Ярославский Педагогический институт. Однако еще раньше университету было отказано и в местном финансировании. Решение о прекращении финансирования Ярославского государственного университета было принято на заседании Малого Президиума Ярославского губернского исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (п. 3 Протокола № 26 от 3 мая 1924 г.). Постановление по п. 3 гласило: «1) Ввиду дефицита местного бюджета, следствием которого явилось сокращение расходов по всем отраслям работы учреждений Ярославской губернии... признать содержание Ярославского Государственного Университета на средства Ярославского губисполкома в дальнейшем невозможным и отпуск средств прекратить с 15–го июля с/г. 2) Поскольку университет содержится на местные средства и неотпуск средств в дальнейшем является равносильным фактическому закрытию Университета, предложить Губфинотделу договориться с Правлением Университета о сумме, потребной для ликвидации последнего…».
Несмотря на то, что никаких федеральных документов о закрытии университета не принималось, Ярославский государственный университет вынужден был прекратить свою деятельность из–за отсутствия финансирования осенью 1924 года.
Источник: Биографический сборник Демидовского университета, с. 6-32.