Студентка первого курса математического факультета ЯрГУ, серебряный призёр международной студенческой интернет-олимпиады по математике, рассказывает об "олимпиадном движении" в своей жизни.
- Что для тебя значит участие в олимпиаде? Какое место олимпиады вообще занимают в твоей жизни?
- Участие в олимпиаде для меня - проверка моей способности думать нестандартно, потому что чаще всего в олимпиадах нет типичных заданий и нужно не просто применять известные алгоритмы, но и проявлять выдумку и идейность. Олимпиады занимают очень важное место в моей жизни. Однажды, выиграв в 5 классе областную олимпиаду по математике, я попала в огромное олимпиадное движение области и участвую в нем до сих пор. Раньше я там училась, сейчас помогаю своим преподавателям учить других ребят.
- Олимпиада для тебя - это что?
- Олимпиада - это в первую очередь соревнование, проверка, насколько интересней и изобретательней я могу мыслить в сравнении с другими участниками. Разумеется, победа - это хорошо, но для меня всегда важно участие. Благодаря таким проверкам я нахожу какие-то "дырки" в своих знаниях, промахи в умениях. Таким образом понимаю, над чем нужно работать, а иногда нахожу интересную идею, которая может быть когда-нибудь сможет перерасти в целое открытие.
- Что подвигло тебя на участие в Открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде? Откуда ты о ней узнала?
- Я участвую во всех олимпиадах своего (а иногда и не только своего) профиля, поэтому, как только вижу объявление о подобном мероприятии, так сразу подаю заявку на участие. Эта олимпиада стала одной из тех, в которых я принимаю участие. Объявление о ней и приглашение на участие получила по почте от одного из преподавателей университета, так как он уже знал о моих прошлых результатах.
- Твои ожидания от участия, от заданий, сложно ли, к чему была готова, что стало неожиданным?
- Задания были хорошего уровня. Были задания не очень сложные, на которых можно было "разогнаться", были более сложные - над которыми пришлось хорошо подумать. Нашлись и те, что на этот раз не поддались мне, но к следующему разу надеюсь исправиться. В целом, ко всему была готова, особых неожиданностей не возникло, думаю, из-за такого ритма жизни уже на протяжении многих лет.
- Можно ли что-то сказать про связь учебы в университете и заданий олимпиады?
- Связь, разумеется, есть. Вся математика основана на базовых знаниях, которые как раз и даются в школе и университете. Но если на обычных занятиях чаще всего мы доказываем уже известные теоремы и применяем известные алгоритмы к решениям типичных примеров, то в олимпиаде чаще всего встречаются совершенно новые задачи, для которых нужно самим придумать алгоритм или идею, и с помощью этого "победить" задание.
- Какими были твои ощущения после участия?
- В целом, и после заочного, и после очного (который из-за стечения обстоятельств тоже стал заочным) тура я была не очень довольна собой. С одной стороны, я понимала, что большинство задач решены, и я в них уверена, значит, не все плохо, но решены полностью не все задачи, поэтому результат не идеальный и нужно работать.
- А твои ощущения после итогов?
- Таких итогов я на самом деле не ожидала, так как олимпиада рассчитана на студентов 1-3 курсов, и я, получается, была одним из самых младших участников. Но, видимо, главное не возраст, а опыт, поэтому смогла получить такой результат. Удивлена я была, как 1 месту внутри своего направления в университете, так и 2 месту по России, конечно. Победы, на самом деле, очень сильно мотивируют, поэтому я уже жду следующей олимпиады.
- Твои советы тем, кто хотел бы примкнуть к олимпиадному движению?
- Лучше всего, конечно, начинать заниматься олимпиадами в школьном возрасте - чем раньше, тем лучше. Потому что в детстве чаще всего это просто игры на логику, когда какими-то элементарными соображениями можно добиться высоких успехов. Олимпиады в старшем школьном возрасте и студенчестве уже больше связаны с логичным и интересным применением устоявшихся инструментов решения задач или усложнением тех элементарных замечаний, поэтому легче работать постепенно. Но никогда не поздно начать этим заниматься. Если вы никогда не пробовали - сделайте это обязательно! Меня всегда настолько захватывает интерес в решении таких задач, что выделенные на олимпиаду 3-6 часов проходят как 5 минут. Сейчас я всем советую находиться дома и читать книжки по занимательной олимпиадной математике, тогда и серые карантинные дни пройдут намного интереснее!
- А что посоветуешь будущим студентам?
- Дорогие абитуриенты, честно вам скажу: сейчас олимпиадное движение очень ценится, потому что именно оно дает толчок к новым открытиям и изобретениям. Все вузы страны всегда дают огромные бонусы студентам, поступающим по олимпиаде. Мой собственный пример тому доказательство. В 11 классе я стала призером в межрегиональной олимпиаде по математике "Будущие исследователи - будущее науки" и победителем в олимпиаде от математического факультета ЯрГУ. Благодаря второй олимпиаде я получила бы +10 баллов к сумме ЕГЭ, благодаря первой я уже в конце марта 2019 знала, что в сентябре приду на желанный факультет студенткой, потому что данная олимпиада дает поступление вне конкурса!
Представляете, одна олимпиада лишила меня трехмесячных волнений из-за баллов по всем предметам ЕГЭ! Мне достаточно было только написать математику на 75 баллов, а остальные предметы - просто сдать, и все - я студентка. И когда мои одноклассники переживали и волновались за результаты экзаменов, я была уверена в своем будущем. Пробуйте себя в интересных задачах, и даже если вы не сможете победить в нужным момент, ваши знания поднимутся на хороший уровень, и вы с легкостью решите ЕГЭ на 90+.
Беседовала Виктория Кочерова