— Когда вы заинтересовались наукой, какими были первые шаги?
— Мы начали заниматься наукой с третьего курса, с выбора научного руководителя для курсовой работы. Именно Алексей Сергеевич Гвоздарев покорил нас своим вкладом в науку и заинтересовал темой будущих исследований - сети MIMO. Мы анализировали их характеристики и на основе этого прогнозировали качество связи.
Вначале мы изучали теоретическую основу, так сказать, подготавливали плацдарм. Затем начали писать статьи. Не сразу самостоятельно, конечно. Львиная доля усилий была приложена нашим научруком, который объяснял нюансы и направлял нас в исследованиях.
— Почему вас привлекла именно естественная наука?
— На самом деле, ответ на этот вопрос может быть глубже: почему мы поступали именно на физический факультет и именно на это направление. Наверное, по той же причине, по которой выбрали темой научной работы сети связи. Мир стремительно развивается, коммуникация между людьми нужна, как никогда. И нужно обеспечивать эту коммуникацию, причем желательно постоянно повышая ее качество.
— Что конкретно вы исследуете, как пришли к этой теме?
— Мы исследуем статистические характеристики систем связи MIMO: пропускная способность, спектральная эффективность, степень замираний, вероятность прерывания связи и тому подобное.
Сначала рассматриваем поведение этих характеристик в имитационной модели, затем, уже на основе этих наблюдений строим возможный прогноз функционирования MIMO-системы. Это беспроводные системы связи, то есть, в основном мы исследуем каналы, которыми пользуется каждый человек с телефоном (кто сейчас не подключается к бесплатному Wi-Fi в кафе?), и делаем упор на то, как можно изменять характеристики систем в теории, чтобы повысить качество на практике.
— К чему привела вас наука?
— На самом деле, она дала нам многое. Начиная от опыта написания статей и заканчивая теплым взаимодействием с бесподобными преподавателями нашей кафедры. С ними нам ОЧЕНЬ (!!!) повезло. Спасибо за всю помощь и отдачу!
Мы успели поучаствовать в нескольких конференциях, что дало колоссальный опыт в преодолении застенчивости и «боязни сцены», умении представлять свои инициативы и объяснять конкретно, что мы делали и как. При этом, мы научились не путаться из-за волнения и выступать с докладами, написанными как «своими словами», так и более научным языком, с терминами и определениями.
У нас есть статьи как на русском языке, так и на английском. Одну из англоязычных статей даже представляли на конференции в нашем университете, что было очень волнительно: разговорный английский, особенно научный английский, это действительно сложно.
Кроме того, за статьи мы получаем баллы и, с определённым их количеством, можем выйти на научную стипендию (что очень приятно). То есть, занимаясь интересными и увлекательными исследованиями, мы нарабатываем еще и «бонус» от университета.
Ну и, конечно, наука на физфаке – это теплая атмосфера. Обсуждая дальнейшие планы или конкретный этап исследования с научруком, мы взаимодействуем и с другими преподавателями с нашей кафедры. И это очень приятное взаимодействие! Нам всегда рады, всегда могут помочь и проконсультировать, если будет какой-то вопрос. Поэтому атмосфера именно душевная. Например, мы пьем чай, когда анализируем какие-то результаты или думаем, в каком направлении будем дальше развивать работу.
— Как вы проводите исследования?
— Первый этап – это всегда выбор области и предмета, что мы хотим изучить. И это уже большая работа! Анализировать приходится много, ведь нужно пересмотреть и изучить передовые статьи по выбранной тематике, часто на иностранном языке. Самое главное на этом этапе – не изобрести велосипед.
Изучение литературы по своему направлению также помогает найти нюансы, которые дополнительно можно рассмотреть в качестве объекта исследования в будущем или уточнить в текущей работе. Примерно так можно сформировать и список источников для введения.
Далее на основе изученных статей готовится теоретическая основа. Мы собираем статьи по определенной структуре: введение, теоретическая часть, практическая часть, полученные результаты и их анализ. Требование именно такой структуры чаще всего встречалось нам в тех журналах и конференциях, в которых мы участвовали.
Когда необходимая теоретическая база собрана, можно приступать к практической части. Мы проводим имитационное моделирование на основе тех зависимостей, которые вывели на предыдущих этапах. Для этого используются математическое программное обеспечение и, честно говоря, иногда это занимает очень много времени. В том смысле, что для моделирования сначала нужно математически описать канал связи. А это ломает голову не один раз и порой заставляет усомниться в себе. Но мы ребята крепкие и привлекаем своего научника страдать вместе с нами (простите, Алексей Сергеевич).
Добившись результатов, проводим детальный анализ уже полученных зависимостей, делаем выводы о качестве работы системы с выбранными параметрами при определенных условиях, учитывая выведенные нами теоретические зависимости. Не всегда результаты получаются однозначными, тогда мы корректируем и исправляем те или иные параметры.
— Какие у вас планы в долгосрочной перспективе, желаете ли заниматься наукой после окончания университета?
Марина: Одной из целей моего поступления в магистратуру было продолжить занятия наукой в своём университете. Пока я затрудняюсь ответить, продолжу ли научную деятельность вне стен ЯрГУ, но это не потому что я этого не хочу, а потому что жизнь последнее время стремительно меняется. И есть как позитивные внутренние изменения, так и немного пугающие внешние. Как говорится, время покажет…
— Что бы вы посоветовали молодым ученым?
— В первую очередь не пугаться горы информации, которую придется изучить, чтобы найти своё направление: только на основе этих знаний можно ставить себе задачу.
Вначале и для нас это было очень сложно, потому что навалилось много нового, в чем тяжело было ориентироваться. Лучше вникать постепенно, но вдумчиво, с расстановкой, не пытаться гнать «галопом по Европам» и не хватать все и вся поверхностно. Далее необходимо вести свое исследование, сверяясь с выходящими параллельно статьями, проверяя актуальность своей темы и, быть может, находя дополнительную информацию, полезную для анализа.
А затем просто творить! Вникать в тему, анализировать, строить зависимости, – наслаждаться тем, что выводишь что-то новое. Будет сложно, но, если тебе нравится размышлять, это будет интересно. Двигаясь глубже, ты будешь больше понимать, и идей для исследований прибавится. Главное не сдаваться – если тебе интересна наука и ты делаешь шаги, чтобы в ней разобраться, то ты получишь результат. Как бы сложно ни было.
P.S. Ну и, конечно, важно не бояться задавать вопросы своему научному руководителю. Ведь это человек, который на начальном этапе скорее всего разбирается в теме лучше, чем ты, может направить и помочь с изысканиями!
28 сентября представители факультетов ЯрГУ и Университетского колледжа совместно с руководством Управления по безопасности и охраны труда обсудили вопросы ранней диагностики «группы риска» в студенческих коллективах. Как влияет пандемия коронавируса на уровень предрасположенности молодых людей к различным деструктивным идеологиям и практикам ? Что должно вызвать беспокойство преподавателя? Как реагировать на отклонения в поведении? Вот некоторые из поднятых проблем. Их решению должны помочь предоставленные участникам совещания методические материалы.
В Ярославле пройдет митинг памяти
3 сентября в России проходит День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата связана с трагическими событиями сентября 2004 года. Именно тогда, в результате нападения террористов, была захвачена школа №1 г. Беслан. За несколько дней погибло более 336 человек, среди них 186 детей.
Завтра в Ярославле, у мемориала Вечный огонь, состоится ежегодный митинг памяти. Все желающие почтят память жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, отдавших жизни в борьбе с преступниками.
Студенты и сотрудники Демидовского университета могут присоединиться к акции. Начало в 16:00.
ФГБОУ ВО МИЭРА - Российский технологический университет совместно с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ при поддержке Министерства образования и науки РФ в период с 1 июля по 30 августа 2018 года проводит Всероссийский фестиваль социальных видеороликов "Я против экстремизма", направленный на вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма. Подробнее по ссылке.