- Почему после школы ты заинтересовался биологией в ЯрГУ?
- Живые организмы меня привлекали всегда, вызывали интерес даже такие их представители, как змеи (которые, как известно, многих отталкивают). Биологией я увлекся в раннем детстве, в школе интерес “подогревался” — я участвовал в олимпиадах, в том числе и региональных. На некоторое время меня вдруг увлекла физика, но в 11 классе я попал в учебный центр «Сириус» в Сочи на биологическую смену в 2016 году — это поставило точку в вопросе выбора одной из двух наук. Именно тогда я осознал, что точно хочу заниматься именно биологией, и даже примерно определился с направлением деятельности.
Демидовский университет же — это вуз моего родного города. Я знал, что это моя территория, и мне здесь будет спокойно. К тому же за годы подготовки к олимпиадам я уже успел познакомиться со многими преподавателями факультета, знал, чего ожидать. Повлияли на ситуацию и результаты ЕГЭ — я, как и многие абитуриенты, грезил поступлением в столичные вузы, даже проходил по баллам в университет Санкт-Петербурга, но все же выбрал ЯрГУ.
За все время учебы на факультете я ни разу не пожалел о своем выборе. Мне очень повезло с научным руководителем, а коллектив в целом проявляет по-настоящему серьезный подход к обучению.
- Когда ты всерьез занялся наукой?
- Увлекся еще в школе, но с практическими шагами было сложно — большинство проектной деятельности все равно осуществлялось на базе университетов, и наука у меня тогда только в теории.
Всерьез научной работой я начал заниматься в конце второго курса учебы в ЯрГУ, когда нашел себе научного руководителя — кандидата биологических наук, доцента кафедры ботаники и микробиологии Юлию Владимировну Зайцеву. Вводным шагом стала курсовая работа по изучению штаммов с чувством кворума. Речь идет о системе коммуникаций у бактерий, которая позволяет регулировать их поведение в сообществе.
Бакалаврскую работу мы сфокусировали на Aeromonas — бактериях, являющихся патогенами у рыб и, хоть очень редко, но и у человека. Мы изучали факторы патогенности и искали способы на нее повлиять.
- Чего ты достиг в исследованиях?
- Мы получили в 2019 году грант Фонда содействия инновациям в размере полмиллиона рублей на два года для разработки тест-системы по результатам исследования, отраженного в бакалаврской работе. Разработку нам удалось реализовать — сейчас мы в процессе получения охранных документов.
Мы продолжим изучение Aeromonas, но уже в более широком аспекте. Если говорить конкретнее, то мы изучаем бактерии в сообществе радужной форели и пытаемся найти инструменты влияния на этих микробов, чтобы «обезопасить» рыбу от патогенных штаммов.
Это очень актуально — то и дело наука изобретает новые антибиотики, а патогенные бактерии вырабатывают к ним резистентность, и бесконечно так продолжаться не может, ведь когда-нибудь появится «супер-бактерия», устойчивая к практически всем видам антибиотиков. Поэтому очень важно научиться влиять на бактерии и их резистентность «изнутри». Этим я занимаюсь сейчас, продолжу изучать и в аспирантуре — будем исследовать патогенность Aeromonas и искать возможности повлиять на нее точечно.
- Что для тебя наука в целом, цель или средство?
- Наука — это нечто особенное. Практические исследования всерьез дополняют процесс обучения, многие вещи мы познаем, занимаясь именно наукой. В каком-то смысле наука — это искусство, как для многих написать картину или составить композицию. Ведь в науке тоже надо найти определенный подход к собственному исследованию.
С другой стороны, наука — игра. Правила каждый раз одни и те же — сможет ли ученый выполнить поставленную перед ним задачу (зачастую - самим собой) или нет.
- Как относятся к вашей деятельности друзья, семья?
- Конечно, и семья, и друзья всегда поддерживали меня в моем увлечении биологией.
Кроме того, среди родных у меня немало ученых людей: моя бабушка — химик, старший двоюродный брат — врач, а младший — биотехнолог. Это в своем роде тоже повлияло на мой выбор жизненного пути.
- Всем нужно отдыхать от исследований. Как ты отвлекаешься от науки?
- Все зависит от времени — если есть пару выходных дней или даже отпуск, то стараюсь выехать за город. Желательно с друзьями, чтобы провести время активно. Люблю командные спортивные игры, но с годами близких все труднее и труднее собрать вместе, чтобы чем-то таким заняться — у всех свои дела. Также люблю рыбалку — не из-за научной деятельности, просто так. Сейчас, к сожалению, времени на нее мало.
- Как думаешь, что ждет тебя в будущем?
- Несомненно, продолжу заниматься исследованиями после магистратуры и аспирантуры. Можно попробовать совмещать с практикоориентированной работой, например, на фармакологическом производстве или вроде того. Не исключаю, что даже буду преподавать. Это все я узнаю потом. Могу сказать точно одно — наука так и продолжит быть неотъемлемой частью моей жизни.
28 сентября представители факультетов ЯрГУ и Университетского колледжа совместно с руководством Управления по безопасности и охраны труда обсудили вопросы ранней диагностики «группы риска» в студенческих коллективах. Как влияет пандемия коронавируса на уровень предрасположенности молодых людей к различным деструктивным идеологиям и практикам ? Что должно вызвать беспокойство преподавателя? Как реагировать на отклонения в поведении? Вот некоторые из поднятых проблем. Их решению должны помочь предоставленные участникам совещания методические материалы.
В Ярославле пройдет митинг памяти
3 сентября в России проходит День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата связана с трагическими событиями сентября 2004 года. Именно тогда, в результате нападения террористов, была захвачена школа №1 г. Беслан. За несколько дней погибло более 336 человек, среди них 186 детей.
Завтра в Ярославле, у мемориала Вечный огонь, состоится ежегодный митинг памяти. Все желающие почтят память жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, отдавших жизни в борьбе с преступниками.
Студенты и сотрудники Демидовского университета могут присоединиться к акции. Начало в 16:00.
ФГБОУ ВО МИЭРА - Российский технологический университет совместно с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ при поддержке Министерства образования и науки РФ в период с 1 июля по 30 августа 2018 года проводит Всероссийский фестиваль социальных видеороликов "Я против экстремизма", направленный на вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма. Подробнее по ссылке.