Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Татьяна Огородова: «Любая работа со спортсменами начинается с вопроса: “Что ты хочешь?”»

Aa
03.10.2021

Татьяна Огородова – спортивный психолог. Она помогает спортсменам ставить цели и добиваться высоких результатов. В числе её воспитанников – Анастасия Галашина, серебряный призёр олимпиады в Токио. Однако эту деятельность Татьяна Огородова, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ, работой не считает – говорит, что это хобби. 

В спорт из науки

Как появилось ваше «хобби»?

Очень многое в этой жизни случайно. К моменту, когда Сергей Кашапов, профессор факультета психологии ЯрГУ, пригласил меня в аспирантуру, у меня за плечами было 14 лет успешной работы школьным психологом. Я с интересом взялась за диссертацию, в итоге получилась неплохая работа по творчеству в профильных классах. Я поняла, что школа осталась позади, мой следующий этап – университет, наука.

В спорт же меня «затянул» знакомый, который работал в хоккейном клубе «Локомотив». Он был тренером и консультантом основной команды, работал и с молодёжной сборной России по хоккею. Он увидел, что в сборной требуется что-то большее, чем просто техника.

С какой проблемой он пришёл?

Формирование команды в короткий срок. В сборную же собираются ребята со всей страны: из одного клуба трое, из другого двое. За 2-3 недели нужно понять, как они сыграют вместе . Ведь на турнир должна поехать команда, а не просто лучшие игроки.

Опыт работы с психологом оказался успешным?

Да, хотя результаты можно было оценить  исключительно субъективно. Оценивал тренер, который знал команду «до» и видел «после», оценивали сами ребята. Объективную оценку было дать сложно: как узнать, что было бы с командой, не поработай с ней мы?


Молодёжная сборная по хоккею, Новогорск

По вашим рекомендациям менялся состав команды?

Был такой случай. Мы с тренером разошлись при определении капитана. Он предложил свой вариант.  Мы посмотрели характеристику игрока (для каждого хоккеиста мы проводили глубокое личностное исследование). И я говорю - нет, у этого игрока уровень ответственности зашкаливает. Он может быть помощником капитана, а возглавлять команду должен кто-то поспокойнее.

Тренер меня не послушал. И на втором матче мальчик получил травму. Когда сверхответственность является личностной чертой, плюс сложность игровой ситуации, плюс ответственный матч, это срабатывает как декомпенсационный механизм (декомпенсация - нарушение нормального функционирования организма, когда возможности исчерпаны, прим. ред.). Как я объясняла потом: он вышел на лёд с огромным рюкзаком ответственности за плечами. В итоге и игрока потеряли, и задачу не решили.

Тогда же мы отказались от идеальной психологической модели игрока. Практика показала, что эта идея не годится. Сейчас главным я вижу индивидуальность. Нужно формировать индивидуальный стиль, основываясь на врождённых характеристиках каждого.

Тонкости мотивации

Есть ли что-то врождённое, что объединяет спортсменов вне зависимости от вида спорта?

Такого нет. Есть, например, лево- и правополушарные люди. Правое полушарие образное, левое – полушарие логики и дискретности. Если людям показать цветочный букетик и спросить, что они видят, один скажет: «Цветы», а другой – «Букет». Восприятие идёт по-разному. Правополушарные сначала создают картинку-образ, а потом выделяют части. А левополушарные наоборот. Хороший тренер должен понимать это и по-разному строить работу со спортсменом.

А как же воля, мотивация? Они нужны каждому спортсмену, чтобы быть «быстрее, выше, сильнее».

Это личностное, то, что воспитывается, развивается, формируется, корректируется. А я говорю о врождённом, об индивидных свойствах, которые даются нам от рождения. У них нет полюса и минуса: хороший или плохой. Мы же не можем сказать, что холерик успешнее, чем флегматик. От этого я и иду в своей работе: от того, что задано каждому. Лево-, правополушарность, свойства нервной системы, врабатываемость и выносливость сложно откорректировать, это данность. И мы помогаем выстроить индивидуальный стиль, опираясь на то, что задано от природы – на сильные стороны.  

А дальше работаем с тем, о чём вы говорили: воля, спортивный характер. Воля – это способность преодолевать трудности. Если нет препятствия, то и воли нет. Если ты сел на диету, но есть не хочешь, то тут силы воли не требуется. А если есть хочется, но ты знаешь, что тебе нельзя, и уходишь от холодильника – это воля. Точно так же воля работает в момент запредельных физических нагрузок, когда хочется всё бросить, всё ужасно, сил нет.  В спорте это важнейший момент достижения результата.

А начинается всё ещё раньше - с цели и мотивации, с того образа будущего, какой спортсмен себе рисует. Любая моя работа с хоккеистом, футболистом, биатлонистом, гимнастом, стрелком начинается с вопроса: «А что ты хочешь?».

Спортсмены всегда это понимают?

Не всегда. Часто они не могут ответить, потому что не думали об этом. У нас было очень интересное исследование на хоккеистах возраста 12-13 лет. Они должны были распределить свои цели. Получилось, что на первом месте у них стояла цель «играть в НХЛ», а потом – «стать победителем чемпионата Москвы». Полная каша. Но и упрекнуть-то их не в чем – с ними никто о целях не говорил.  


Анастасия Галашина, серебряный призёр олимпиады в Токио

Когда 11 лет назад мы говорили о целях с Настей Галашиной, мы нарисовали такую картинку: путь, ведущий всё выше, по ступенькам, в гору. Каждая ступенька – определённая цель. На вершине горы мы поставили цель-флажок – «олимпиада». Вот так это и сработало.

В чём особенность работы психолога со стрелками?

Это особенный вид спорта: твой соперник– ты сам. Ты выходишь бороться с собой. Твоя задача на старте– выйти на такой уровень самоконтроля и саморегуляции, который приблизит тебя к автомату. Тогда ты победишь.

Что определяет результат спортсмена? Техническая подготовка–техника катания, стрельбы, тактика и физическая подготовка. А есть ещё и психологическая подготовка, эдакий козёл отпущения. Если спортсмен выигрывает, это результат хорошей физической подготовки, идеальной техники, если проигрывает – виновата психологическая подготовка. А как она может быть виновата, если её не было?

Очень важный и сложный вопрос о путях спортивного развития. Что позволяет спортсмену расти? Как и зачем учиться находить причины неудач и побед? Кто-то винит в поражениях внешний мир: тренера, родителей, специалиста по заточке коньков. Это плохо. Кто-то винит во всём себя, это тоже плохо. Иногда мне приходится говорить спортсменам: «Это не от тебя зависит. Так сложились обстоятельства». Избежать крайностей позволяет навык анализировать ситуацию, учитывая обе стороны. Я считаю, что тренировка заканчивается только тогда, когда спортсмен смог сказать себе, что сегодня у меня получилось, что не совсем, и что я должен делать завтра. Это путь развития, движения вперед.

Не ради исследований

Есть ли место вашему «хобби» в научной деятельности?

Да, среди моих учеников-магистрантов есть те, кто поступил в магистратуру , чтобы заниматься спортивной психологией. Очень интересные диссертации получаются. Мы исследуем личностные особенности гимнасток, адаптацию спортсмена в команде, мотивацию достижения и избегания неудач у спортивных арбитров высокой квалификации. Результаты не только представлены в выпускных работах, но и опубликованы в рецензируемых научных журналах. Причём мы не ведём исследования ради исследований. Это работа с конкретным практическим продуктом: памятка для тренера, когда в команду приходит новый игрок, рекомендации спортивному арбитру по психологической самоподготовке.

В прошлом году к нам в магистратуру поступил Валерий Галашин, отец Насти. Его работа посвящена определению личностных характеристик спортсмена-стрелка высокой квалификации. В исследовании приняли участие спортсмены сборной России, в том числе и те, кто участвовал в олимпиаде. Защита будет в июне. Надеюсь, что работа получится интересная.

Есть ли у вас сейчас новые проекты?

Мы как раз заключили соглашение между университетом и центром подготовки юных футболистов футбольного клуба «Шинник». Опыт работы с юными футболистами у меня есть, и вполне успешный. На днях сборная «Золотого кольца» впервые стала чемпионами первенства России. В сборной есть мои воспитанники. Будем работать над развитием учебно-тренировочной работы, проводить научные исследования, а наши студенты получат возможность практиковаться в спортивной психологии. 


Сборная «Золотого кольца» — чемпионы первенства России среди юношей

Фото:

1. Из личного архива Татьяны Огородовой

2. https://rsport.ria.ru/20210724/olimpiada-1742690090.html#pv=g%3D1742690090%2Fp%3D1742689923

3. https://yarnews.me/news/sbornaya-zolotogo-kolca-yaroslavskie-futbolisty-stali-chempionami-pervenstva...

Возврат к списку



28.09.2020

28 сентября представители факультетов ЯрГУ и Университетского колледжа совместно с руководством Управления по безопасности и охраны труда обсудили вопросы ранней диагностики «группы риска» в студенческих коллективах. Как влияет пандемия коронавируса на уровень предрасположенности молодых людей к различным деструктивным идеологиям и практикам ? Что должно вызвать беспокойство преподавателя? Как реагировать на отклонения в поведении? Вот некоторые из поднятых проблем. Их решению должны помочь предоставленные участникам совещания методические материалы.








02.09.2020

В Ярославле пройдет митинг памяти

3 сентября в России проходит День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата связана с трагическими событиями сентября 2004 года. Именно тогда, в результате нападения террористов, была захвачена школа №1 г. Беслан. За несколько дней погибло более 336 человек, среди них 186 детей.

Завтра в Ярославле, у мемориала Вечный огонь, состоится ежегодный митинг памяти. Все желающие почтят память жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, отдавших жизни в борьбе с преступниками.

Студенты и сотрудники Демидовского университета могут присоединиться к акции. Начало в 16:00.



22.07.2020



18.07.2018

ФГБОУ ВО МИЭРА - Российский технологический университет совместно с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ при поддержке Министерства образования и науки РФ в период с 1 июля по 30 августа 2018 года проводит Всероссийский фестиваль социальных видеороликов "Я против экстремизма", направленный на вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма. Подробнее по ссылке