— Как начался твой путь в науку?
— Точкой старта я бы назвал пятый класс школы. Тогда физики как предмета у меня ещё не было, но уже появились интересные олимпиады по природоведению. Я даже одержал там несколько побед, но главное — понял, что наука меня по-настоящему привлекает. Мне стало очень любопытно разобраться, как устроена природа, понять логику мира, законы, которым он подчиняется. Некоторое время раздумывал, что для меня важнее — физика, химия или биология. Но так как я с детства увлекался техникой, вопрос решился быстро.
Следующее «научное» распутье застало меня в техникуме. Необходимо было выбрать направление обучения — программирование или радиоаппаратостроение. К выбору я подошёл ответственно — советовался с семьёй, знакомыми и знатоками сфер, взвешивал все «за» и «против». Радиотехника — практическое направление, где надо в прямом смысле работать руками, а программирование уже на тот 2013 год было очень перспективно и высокооплачиваемо. В итоге я всё же выбрал радиоаппаратостроение, и, думаю, не прогадал.
Желание окунуться в науку окончательно проявилось на четвертом курсе техникума — время подходило к написанию диплома. Новых знаний и навыков я получал меньше, появился некий «информационный голод». Тогда я познакомился с преподавателями кафедры интеллектуальных информационных радиофизических систем, в частности с доцентом Татьяной Константиновной Артёмовой и её интересной темой. Кстати говоря, сейчас Татьяна Константиновна — мой научный руководитель.
Физика сложна тем, что для какого-либо развития научного подхода учёному необходима фундаментальная база — без неё просто никак. Ближе к концу второго курса физфака весь комплекс из общей физики и высшей математики усваивается, и у студентов появляется возможность применять её на практике — тогда и начался мой научный путь.
— О каких особенно интересных исследованиях и событиях научной жизни ты можешь рассказать?
— Первая серьёзная научная конференция международного уровня пришлась на март 2020 года в МЭИ в Москве. Это было очень непростое время, самая заря пандемии. Мне повезло — я, можно сказать, «запрыгнул в последний вагон» и попал на конференцию на фоне всё более и более нарастающих «ковидных» ограничений. Участников оказалось в разы меньше, чем ожидалось, но все равно конференция получилась очень интересной.
Проект, вернее, направление исследований, которое я считаю сейчас основным — это антенные решетки и всё, что с ними связано. Если говорить простым языком, это скопление антенн, которые мы ставим вместе и работаем с ними как с цельной системой. Интересно изучать многие нюансы их работы — изменения при размещении систем на подвижных поверхностях, особенности свойств при размещении антенн по форме, отличной от кольцевой и линейной, и многое другое.
Идея развилась в проект, который я представил на конкурсе «Умник» в 2020 году, где моя работа о беспилотниках и их системах наблюдения одержала победу. Дело в том, что видеокамеры на беспилотных летательных аппаратах обладают ограниченным разрешением, низким качеством изображения и малым углом обзора. Я предложил добавить к ним кольцевые антенные решетки, работающие по принципу радаров. Они не могли засечь совсем уж мелкие препятствия, но в остальном одно такое устройство решало все задачи обзора на 360 градусов для беспилотника. Надеюсь, что в будущем смогу протестировать систему в реальных условиях.
Доклады об исследованиях я представлял на конференциях, направлял на публикацию статьи в журналы ВАК, РИНЦ и Scopus. Система радиолокации для беспилотников и программа для автоматического прибора получения веществ и смесей в заданных пропорциях получили свидетельства в Роспатенте.
Отмечу, что сейчас я также помогаю Институту информационной безопасности университета с выполнением гранта РНФ «Развитие аналитических подходов к описанию качества функционирования современных беспроводных систем связи в условиях многолучевых каналов» под руководством доцента Алексея Сергеевича Гвоздарева. Роль в проекте пока небольшая, но интересная — поиск и написание моделей, статей, ассистирование исследователю.
— Как исследователь пришёл к преподаванию?
— Интерес к передаче знаний возник у меня ещё в школе. Есть золотое правило — «объясняя кому-то материал, начинаешь понимать его лучше». Первая моя попытка побыть преподавателем — организация дополнительных занятий на физфаке, в какой-то момент на них у меня стала набираться едва ли не полноценная группа.
Тогда я и подумал, «почему бы и нет» — преподавать мне понравилось. Однажды я заглянул в университетский колледж, уже после окончания бакалавриата, и мне тут же предложили должность. Теперь я преподаю практическую дисциплину «Выполнение работ по профессии “Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов”». Работа идёт, я студентами доволен — уже несколько дипломников мне поставили, будем готовиться.
— Совместить учёбу, несколько работ и исследования непросто — как тебе это удалось?
— Первое время было трудно — рабочие задачи, возрастающая нагрузка в бакалавриате, требования к исследованиям… а сейчас я даже не ощущаю объёма. Это как с большими семьями — одного ребенка воспитать трудно, а когда их трое или четверо, родителям уже не страшно. Человек с широким спектром задач сам приходит к своеобразному тайм-менеджменту, планированию, и в итоге всё удаётся.
Совет любому «многостаночнику» — не торопиться и не пытаться сделать всё сразу. Отличный принцип, о котором все знают, но забывают. Лучше медленно, вдумчиво и спокойно. Второй совет — не забывайте отдыхать. Выгорание никому не нужно, ни вам, ни вашим исследованиям, ни коллегам.
— Каким ты видишь своё будущее?
Всё же думаю, что я скорее буду исследователем, чем преподавателем. Образовательная, а вместе с ней иногда и административная деятельность забирает львиную долю времени доцентов и профессоров кафедр — я это видел своими глазами. Зачастую на собственные исследования им не хватает времени. Поэтому я хотел бы заниматься в первую очередь научными проектами, но при этом, по возможности, не забывать о преподавании — кому же ещё учить новое поколение, если не нынешним исследователям.