2. В то время в Институте теоретической физики Нильса Бора в Копенгагене, Дания собралась плеяда физиков, которые «сделали» квантовую механику. Именно их работы обсуждали и изучали молодые советские ученые. Еще в студенческие годы из юношей сложилась «звездная компания» будущих академиков, светил науки — Лев Ландау, Дмитрий Иваненко (мой учитель), Матвей Бронштейн, Георгий Гамов, позже к ним присоединился Виктор Амбарцумян.
3. Льва Ландау отправили на стажировку в Институт Нильса Бора, где молодой советский физик смог сделать две фундаментальные научные работы (ему был на тот момент всего 21 год!), и сразу вошел в число лидеров сферы, которые вплотную работали с самим Бором. И Лев Давидович всю жизнь считал себя учеником Нильса Бора. Неудивительно, что по возвращении в Москву он быстро защитил докторскую диссертацию и стал профессором.
4. Школу теоретической физики Ландау основал в Харьковском университете. Она — особенная вещь. Крупный ученый преподавал свой предмет так, как до него никогда не делал никто.
Школа Ландау — это ясная и четкая постановка задачи, изящный математический формализм и кратчайший путь к ответу.
Советский физик был гениальным вычислителем. Отмечу, что один из основателей демидовской школы физики Николай Владимирович Михеев обладал такими же качествами. Они, можно сказать, «чувствовали», каким образом им следует прийти к цели как можно быстрее и что при этом пригодится.
5. Ландау ставил перед собой цель основать систему преподавания теоретической физики. Ее результатом стал изданный в соавторстве великолепный десятитомник (четыре тома из которого были написаны его учениками с полным сохранением духа Ландау) теоретической физики — он настолько хорош, что по нему обучаются многие физики-теоретики мира.
Разумеется, все тома курса Ландау есть на нашей кафедре — в обязательном порядке изучаются «Механика», «Теория поля», «Квантовая механика», «Квантовая электродинамика», «Статистическая физика», «Кинетика». Приветствуем, когда студенты проявляют заинтересованность и также изучают тома «Гидродинамика» и «Теория упругости».
6. В Харькове он не только преподавал, но и работал совместно с группой учеников, в которую попасть было непросто даже одаренным студентам. Многие из его учеников, будучи совсем молодыми, сделали впечатляющие фундаментальные работы. Они определили лицо советской теоретической физики, уровень ее стал высочайшим.
Позднее на конференциях я лично встречался с этими выдающимися физиками, из которых по крайней мере двое, как и их учитель Лев Ландау, стали лауреатами Нобелевских премий.
7. Школа Ландау в большой степени критична к физикам — на конференциях было крайне тяжело обсуждать свои работы вместе с ее учениками, потому что они мгновенно выявляли «болевые места» в научных работах (без которых их не бывает) и подвергали доклад жесткой, но конструктивной критике, если оставались хоть какие-то «белые пятна». Это было полезно и эффективно для докладчика.
8. Пиковую в своей жизни работу Лев Давидович сделал в конце 1930-ых, когда работал у Петра Леонидовича Капицы в Институте физических проблем, который открыл удивительное явление «сверхтекучесть» у гелия-4 (когда объект проявлял свойства жидкости с нулевой вязкостью). За теоретическое обоснование явления Лев Ландау получил Нобелевскую премию. Были еще многие достижения, методы и теории, которые были высоко оценены.
9. Во времена «ежовщины» Лев Ландау оказался в опале — подписал не ту листовку. Он попал в тюрьму, сидел там год. И за это время Капица, защищая Ландау, написал Иосифу Сталину больше семидесяти писем с просьбами об освобождении физика. Просьбу удовлетворили.
10. Как у любого большого человека, у Льва Ландау был непростой характер — своеобразный, местами скверный, эпатажный. Часто он совершал такие из ряда вон выходящие поступки, о которых потом ходили легенды, некоторые вызывали удивление, другие же — одобрение, например, отказ от чинопочитания. Однако он — грандиозная фигура, поднявшая уровень советской физики до мирового. Нынешние поколения его учеников (уже третье и четвертое) продолжают поддерживать науку на достойном уровне.