Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

«Дорога для туриста — настоящая благодать»: Андрей Данилов о Луговом тракте Ярославля и Костромы

Aa
25.08.2023
«Дорога для туриста — настоящая благодать»: Андрей Данилов о Луговом тракте Ярославля и Костромы
— Андрей Юрьевич, начнем беседу с основ — когда появилась дорога и чем была знаменита?

— Ярославско-Костромской луговой тракт известен с XIII века, долгое время он существовал в качестве важнейшей дороги центральной России, объединяющей два крупных экономических и культурных центра страны.

Костромичи называли тракт «ярославским», ярославцы же — «костромским». Века спустя уже мы, современные исследователи, решили, что дороге требуется единое название, которое будет запоминающимся и способствующим продвижению маршрута на туристском рынке.

IMG_1026.JPG

— Почему же тракт оказался «луговой»?

— Этому термину как минимум 300 лет, фигурирует он в исторических записях практически с XVII века. У многих людей может сложиться мнение, что это наименование — отсылка на открытые природные пространства. Действительно, дорога по большей части идет по полям-лугам, но дело далеко не в этом.

Слово «луг» в древнерусском языке имеет значение «низкий берег». Высокий берег, или «нагорный», на Волге правый, где расположен центр Ярославля. Там и набережная в несколько ярусов, и перепад высот в 18 метров. А на другой стороне реки, в Тверицах, перепад всего 4 метра — это низкий берег, или «луговой». И такое наблюдается на протяжении почти всей Волги.

IMG_7997.JPG

До Революции в районе Твериц зачастую случалось весеннее половодье, и как раз-таки «лугами» называли часто затапливаемые вешними водами низменности. Оттуда же пошло выражение «заливные луга»… Но теперь то мы знаем, что это, по сути своей, тавтология.

“Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция. Старый Мазай любит
до страсти свой низменный край”

цитирует Андрей Юрьевич фрагмент
произведения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Николай Алексеевич Некрасов писал именно об этих местах, поскольку большая часть Лугового тракта проходит по Ярославско-Костромской низменности.

— Почему тракт перестали использовать по назначению?

— В 1950-е годы на Волге, а конкретно под Нижним Новгородом, создали Горьковское водохранилище. В 1957 году рукотворное вместилище окончательно заполнили, и вода должна была залить всю эту низменность — и Красный Профинтерн, и Рыбницы в нашей области, и старинные села Саметь, Шунга, Некрасово в Костромском регионе. Все они должны были уйти под воду.

Однако, в послевоенные годы государство стало более бережно относиться к земле, учитывая то, что защитники Родины проливали за нее кровь. Поэтому было принято беспрецедентное для центральной России решение о создании «польдеров» — особых территорий, которые могут находится ниже уровня воды, но при этом реки или другие водоемы их не затапливают, поскольку местность обволокли дамбами.

Из-за этого решения низменность даже называют «Ярославской Голландией», что отсылает нас к Нидерландам, знаменитым своими польдерами. Отмечу, что дамба в нашем регионе идет почти от Диево-Городища по Волге до села Заболотье и практически упирается в Костромские разливы. Участок очень большой — около 40 километров. В Костромской области две дамбы — Приволжская и Идоломская, общая длина которых тоже достигает 40 километров.

IMG_1031.JPG

Именно эти дамбы позволили сохранить Луговой тракт. Однако, его середина все же оказалась затопленной. На дороге, ближе к Костроме, образовалась Саметская промоина. Она заполонила участок между Волгой и рекой Костромой, что даже изменило течение последней. Таким образом, прямо на пути тракта возник уникальный искусственный водоем — Костромские разливы, который, кстати говоря, иногда ошибочно называли на картах водохранилищем, а в народе — морем.

В итоге этот залив блокировал прямое транзитное передвижение от Ярославля через Красный Профинтерн до Костромы, которое в то время было оптимальным путем протяженностью около 58 километров — сейчас мы проезжаем в пути до Костромы расстояние более 75 километров, поскольку нам приходится огибать Волгу. Экономическое значение Лугового тракта упало, он стал скорее местной дорогой между населенными пунктами, чем путем государственной важности. Даже сейчас трафик движения по фрагментам дороги небольшой, а асфальтовое полотно появилось совсем недавно.

— Тракт явно был связан с историями многих людей?

— Несомненно. Это дорога каторжников, ссылаемых из Петербурга в Сибирь. По ней шли сначала Алексей Николаевич Радищев, потом декабристы, затем проехал когда-то Федор Михайлович Достоевский. Каторжников, гремящих цепями, видел на дороге Николай Некрасов, и, безусловно, это произвело на него сильное впечатление.

Это дорога царей — именно по ней шел из Ипатьевского монастыря призванный на престол Михаил Фёдорович Романов вместе с собором и боярами.

Это дорога освободителей — ведь по ней прошли Минин и Пожарский из Нижнего Новгорода в Москву, а ранее на ней у Святого озера состоялось два сражения костромичей – с монголами, а потом с поляками.

По ней ходили все. В Ярославле пересекали Волгу и от Твериц пускались в путь до Костромы, где возле нее еще раз пересекали одноименную реку на переправе.

О популярности пути не раз упоминал Николай Алексеевич Некрасов в своих произведениях:

“На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков.
Сошлися — и заспорили: кому живется
весело, вольготно на Руси?”

цитирует Андрей Юрьевич фрагменты
произведения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Тем не менее, дорога оставалась луговой, то есть затапливаемой и, вследствие того, сезонной. Ее использовали зимой на санях, ездили на ней в межень (июль-октябрь), и, разумеется, с конца марта дорогу блокировали на два месяца, а люди шли по более длинному дублеру — Нагорному тракту, нашему современному пути до Костромы.

— И вы решили, что тракт с такой богатой историей способен стать туристским продуктом?

— Да, мы взяли все прошлое знаменитой дороги и использовали как бренд, который сформировали в 2020 году. Тогда мы с коллегами из компании «Локус Консалтинг Групп» продумали логотип маршрута, получили первый грант Ростуризма для финансирования изучения и обустройства ярославской части тракта. В 2022 году мы получили средства на благоустройство костромского фрагмента дороги от города до Костромских разливов.

В нашем путеводителе мы объединили обе части тракта. От Ярославля до разливов — примерно 55 километров, от них до Костромы — около 20 километров.

IMG_1027.JPG

Как я уже говорил, в экономическом плане тракт большого значения не несет. Но вот в культурном он остался таким же важным для государства, как и раньше. Для туриста эта дорога — настоящая благодать!

Начиная от богатого культурным наследием Ярославля по этой дороге мы попадаем в Яковлевское, где находится уникальный животворящий крест из XIV столетия. После Яковлевского идем в Аббакумцево и Грешнево— родные места Николая Алексеевича Некрасова, где он с малых лет наблюдал за дорогой и играл с крестьянскими детьми, ходил на Волгу…

“Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам?”

цитирует Андрей Юрьевич фрагмент
стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге

Дальше идут родные места скульптора Александра Михайловича Опекушина — именно его памятник генерал-губернатору Муравьеву-Амурскому в Хабаровске изображен на пятитысячной рублевой купюре. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве — тоже творение Опекушина. Он автор более 200 произведений, его считали величайшим скульптором Российской империи. И родился он здесь — на Луговом тракте. А знаменитый русский драматург Александр Николаевич Островский писал о дороге:
“По луговой стороне виды восхитительные: что за села,
что за строения, точно как едешь не по России,
а по какой-нибудь обветованной земле”

цитирует Андрей Юрьевич слова А.Н. Островского из его дневника 1848 года
Молодой Островский во время путешествия по Луговому тракту восхищался не только местной природой и строениями, но и девушками, от созерцания которых испытал сильные романтические чувства. В честь этого мы отметили специальным знаком самое романтичное место Лугового тракта — на аншлаге зайчик, символ дороги, крепко держит в руках сердечко. Он отсылает к двум фактам — к романтическим переживаниям Островского, а также к тому, что здесь находится географическая середина исторической дороги.

IMG_1035.JPG

На костромской стороне родился один из основателей ярославско-костромской школы средневековой иконописи Любим Агеев. Михаил Михайлович Пришвин, как первый караванер-автомобилист России, ездил на тракт, чтобы наблюдать те самые разливы, о которых рассказывал Николай Алексеевич Некрасов.

Здесь же мы нашли Стрельниково — село поющих старообрядцев. Это один из крупнейших центров староверов. Отец Геронтий создал в ней старообрядческий хор, который существует до сих пор. В 1988 году, когда страна отмечала тысячелетие крещения, пение стрельниковского хора было записано на пластинки и звучало по всему Советскому Союзу.

Культурный фонд немыслимый — огромное количество личностей оставили свой след на нескольких десятках километров! И мы посчитали, что дорога достойна стать привлекательной для туристов.

— Как вы реализовали свой проект?

— Мы досконально изучили тракт в плане культурно-исторических и географических аспектов, все достопримечательности обозначили специальными аншлагами, отмечая особенности конкретной точки на дороге. В основе этих указателей — зайчики, написанные художником Леонидом Бирюковым в 1950-е годы для иллюстрации книг по произведениям Некрасова.

Работала над аншлагами и осовременивала рисунки Алина Логинова, выпускница Ярославского художественного училища. Заяц выбран неслучайно — еще Некрасов когда-то писал:

“Если переехать в Ярославле Волгу
и пройти прямо через Тверицы, то очутишься на столбовом
почтовом тракте…зайцев и куропаток там несть числа”

цитирует Андрей Юрьевич фрагмент
автобиографии Н.А.Некрасова
Главный логотип проекта - зайца, перебегающего дорогу, разработала дизайнер Екатерина Раева. Каждый из аншлагов адаптирован к местности — например, возле Яковлевского бора, где ярославцы посещают лыжную базу, зайчик изображен с лыжной экипировкой. Возле места, где родился знаменитый скульптор Опекушин, заяц изображен в виде скульптора, который ваяет памятник Пушкину.

IMG_1033.JPG

Задача была непростой — нужна была, с одной стороны, максимальная историческая точность, а с другой — юмор. Туризм без юмора невозможен. Например, у места возле крупнейшего в Российской империи крахмало-паточного завода Понизовкиных заяц в костюме рабочего усердно трет картошку на гигантской кухонной терке. Эпатажность здесь работает на достоверность.
IMG_1038.JPG

Важно отметить — костромская часть Лугового тракта проходит по Шунгенскому сельскому поселению, а у них на гербе изображен тот самый дед Мазай и зайцы. Получается, мы и с логотипом попали в яблочко!

IMG_1032.JPG

Этим летом мы установили последние указатели на костромской части тракта, которая, несмотря на меньшую по отношении к ярославской части протяженность, ничуть не менее богата историческими и природными достопримечательностями.

Природным окружением тракта можно хвалиться так же рьяно, как и культурной составляющей, поскольку здесь представлены всевозможные природно-ландшафтные зоны — леса, луга, горы, низменности, реки, озера, болота… да даже голландские польдеры! Здесь можно знакомить с экосистемой российской природы как школьников, так и студентов.

Дорога в образовательном плане способна дать нам очень многое — уроки природоведения, биологии, истории, литературы, искусствоведения… список можно продолжать долго.

Предпринимателей на дороге тоже немало — туристско-гостиничный комплекс «Замок Понизовкина», глэмпинг «Точка Немо» и различные предприятия питания в ярославской части; конеферма, кафе и яхт-клуб на костромской части.

За счет создания единого бренда всей территории и узнаваемого путешественниками визуала мы сможем контекстуально связать все предприятия вместе, сделать их сильнее, увеличив туристский поток. Все это в том числе с помощью нашего путеводителя, своеобразного инструмента фиксации бренда.

— В итоге богатства Лугового тракта были описаны в путеводителе?

— Верно, ведь каждое село на тракте — это открытие. И мы постарались придать этим открытиям интерактивную, веселую и интересную для детей и взрослых форму в нашем путеводителе. Писали простым доступным языком, использовали загадки-перевертыши как в журнале «Мурзилка», придумали персонажей-зайцев, которые населяют Луговой тракт и названы с учетом диалектных особенностей языка ярославско-костромских мест.

IMG_1029.JPG

Над путеводителем мы трудились в течение пары лет. Два автора — собственно я и краевед Наталья Николаевна Обнорская, моя любимая теща. Кроме того, огромное количество находок привнес в книгу мой коллега, доцент исторического факультета Виктор Викторович Куликов. Оформлением занимались два дизайнера, художница, а редактировала лучший, по моему мнению, издатель Ярославской области в сфере краеведения — Валентина Николаевна Дегтеревская.

Первую презентацию путеводителя мы решили провели на фестивале «Ярославское книжное обозрение» в конце июля. Я в это время был в отъезде, в экспедиции в Заполярье (прим. ред. Андрей Юрьевич пообещал рассказать о ней подробнее в новом интервью), а с книгой интересующихся познакомила её первый автор Наталья Обнорская. Кроме того, в сентябре подготовим презентацию более масштабную — устроим встречу с авторами, командой. Моя дочь Александра Обнорская даже готовит по этому случаю концерт — в том числе представит обработку под флейту «Корабейников» Некрасова, произведения, неразрывно связанного с Луговым трактом.

Уверен, что книга доставит удовольствие читателям, познакомит их с богатствами ярославской и костромской земель, и в конце концов, станет отличным подспорьем для путешественников.

IMG_1036.JPG

Возврат к списку