Открытие «Филологических чтений»: ярославский гимназист рассказал об успехах в области лингвоконструирования
Aa
24.05.2023
Увлечение наукой у Егора началось с изучения истории: с 5 класса он с большим вниманием читал про условия быта народов мира, стремился понять их социальное устройство и механизмы восприятия ими сакральных вещей, таких как «власть» или «вера». Несколько позже, примерно к 9 классу, интерес школьника перешёл на лингвистику - учительница русского и литературы Татьяна Максимова заметила это сразу и старалась поддерживать ученика во всех начинаниях. Они много обсуждали проблемы словообразования и в результате, с опорой на признаки, характерные для алтайской языковой группы, создали фундаментальные основы нового искусственного языка.
Татьяна Михайловна скромно отмечает, что от нее не требовалось больших усилий, Егор оказался очень ответственным учеником и большую часть работы проделывал самостоятельно. Так, он предположил, как язык мог изменяться исторически, какие в нем должны быть части речи и времена. Именно по рекомендации своего педагога юноша прошел отбор в программу «Помощь школе» от Демидовского университета.
- Программа позволяет нам взять несколько талантливых в гуманитарной сфере ребят. Наши преподаватели оказывают им помощь, причем мы говорим не только о подготовке к ЕГЭ. Часто услуги сопровождения учащихся заключаются в поиске научной литературы, необходимой для работы, и в создании комфортных условий для творчества, - объяснила Любовь Антонова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики коммуникации факультета филологии и коммуникации.
«Казанадская» грамматика понравится всем, кто не любит длинных конструкций - здесь совсем нет сложных предложений. Алфавит значительно отличается от русского: он состоит всего из 18 букв и предназначен для письма не на бумаге, а на какой-нибудь мягкой поверхности, потому что в изображениях символов много округлостей и завитушек. За два года участия в программе при поддержке Любови Геннадьевны юный исследователь немного расширил свой проект: они продумали коммуникативные основы «казанадского» (как язык мог использоваться людьми на практике) и территорию его распространения.
Чтобы продемонстрировать наработки, Егор, вдохновившись творчеством профессора Толкина, принял решение написать фэнтезийную повесть «Туманная сторона», для которой он очень тщательно продумывал художественный мир, в том числе экономическое и политическое устройство общества, в котором оказываются герои. Помогла любовь автора к истории: в основе сюжета лежит жизнь нескольких племен кочевников и отношения между ними. Одному из этих народов и принадлежит разработанный Егором искусственный язык. Знаменитые российские филологи по достоинству оценили проделанную работу, отметив наличие широкой эрудиции и отличного чувства языка у автора.
- Задумка очень оригинальная. Сильная сторона проекта - опора на социально-исторические характеристики бытования языка, а также то, что в его основе лежит не латынь, а фонетика и грамматика тюркских народов, - поделился впечатлениями Владимир Карасик, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
Сейчас работа над текстом повести продолжается, студенты-филологи 4 курса помогают молодому человеку с редакционной обработкой рукописи. Ярославское общество русской словесности при поддержке центра культурных инициатив «Литера» планируют издать произведение ко дню славянской письменности, который традиционно в России отмечается 24 мая.
Желаем Егору воплощения всех самых смелых идей и удачи на пути к новым высотам, с нетерпением ждём выхода книги!
Автор материала - студентка четвертого курса факультета филологии и коммуникации ЯрГУ Екатерина Хохлова
← Возврат к списку