Нерадивый студент московского вуза
До обучения в Демидовском юридическом лицее Бальмонт хоть и совсем недолго, но проучился в Московском университете, куда поступил в 1886 году в возрасте 19 лет. Однако через год его исключили за организацию студенческих беспорядков и выслали в Шую под негласный надзор полиции. Еще через год юный Константин предпринял попытку восстановиться, но через несколько месяцев бросил занятия окончательно.
Демидовский лицеист – всего на один год
Осенью 1889 гожа будущий поэт поступил в Демидовский юридический лицей, но в том же году понял, что юридические науки – это «не его», и уже в сентябре 1890-го попал под отчисление. При этом на ярославской земле он все отчетливее понимает, что делом всей его жизни станет литературное творчество.
«Я не смог себя принудить заниматься юридическими «науками», зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой», - писал об этом периоде своей жизни поэт.
Полиглот, несмотря на отсутствие высшего академического образования
Возможно, очень многие произведения известных зарубежных авторов (например, Эдгара Аллана По, Оскара Уайльда, Джорджа Байрона) вы читали именно в переводе Константина Бальмонта. Все потому, что страсть к иностранным языкам и самообразованию помогли ему освоить порядка 30 языков, среди которых – французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, шведский, норвежский, польский, португальский, латинский, японский и даже грузинский языки!
Первый сборник поэта выпущен в Ярославле!…
Книга под незамысловатым названием «Сборник стихотворений» вышла в столице Золотого кольца в 1890 году и включала в себя около 20 оригинальных стихотворений автора. Большую часть ее составила переводы немецких и французских поэтов: Генриха Гейне, Альфреда де Мюссе, Николауса Ленау и других.
…однако автор поступил с ним как Гоголь
Проникнутый тоскливыми мотивами, сборник не встретил положительного отклика, и почти весь тираж, по утверждению Бальмонта, был выкуплен и уничтожен им лично. И неудивительно, ведь не оценила работу поэта и та, кому он ее посвятил – первая жена Лариса Михайловна Бальмонт, в девичестве Гарелина.
- Она (книга) вызвала насмешки моих товарищей-студентов и той красивой Мелитты, во имя которой в этом же году я чуть не простился навсегда с Землёй. Благословение моего вечера за это прекрасной Мелитте и моим товарищам. Когда на твою святыню посягают и близкие твои становятся твоими врагами, в душе, наделённой зачатками силы и дара, вырастает такая железная воля, вспыхивает такой неугасимый костер, что малая силочка становится мощью, а застенчивый юноша начинает впервые понимать, что значат слова – обет, одиночество, инок, рыцарь, неприкосновенность, - делился автор.
Но все же не весь тираж был уничтожен!
Несколько экземпляров книги сохранилось. Так, один из них находится в Шуйском литературно-краеведческом музее, второй – в музее-заповеднике Н.А.Некрасова «Карабиха» (подарен дочерью поэта Ниной Бруни), третий – в Ярославской областной библиотеке им. Н. А. Некрасова, тоже с дарственной надписью: «Передаю в дар Музею писателей-ярославцев эту книгу моего отца. Бальмонт», а в нижней части обложки – приписка: «Подаренную мне Вл. Вл. Софроницким" (пианист). Кстати, в Некрасовскую библиотеку издание Бальмонта попало из домашней библиотеки коллекционера-библиофила Павла Мосягина, о чем говорит наличие на книге соответствующего штемпеля.
И это еще не предел - количество сохранившихся изданий доподлинно неизвестно, на различных аукционах оно периодически появляется до сих пор.
Без образования, а преподавал в Оксфорде!
В конце 1890-х годов Константин Дмитриевич редко когда пребывает на одном месте больше полугода, курсируя из Англии в Испанию, а затем снова в Петербург или Москву. Он ведет переписку с учеными, писателями и искусствоведами, а также выступает с лекциями в крупнейших университетах мира – так, в 1897 Бальмонт преподавал в Оксфордском университете курсы по русской поэзии.
Четверть века спустя новая книга Бальмонта снова напечатана ярославским издательством
В 1916 году творческий маршрут поэта вновь прошёл через Ярославль: в московско-ярославском издательстве Константина Фёдоровича Некрасова (племянника того самого!), вышла новая книга Константина Бальмонта «Ясень. Видение Древа», задуманная поэтом как своеобразная «энциклопедия» его творчества.
Издателю Константин Дмитриевич объяснял: «Она является завершающим звеном длинной цепи, возникшей ровно 25 лет назад в Ярославле». Этим изданием он сам лично уже гордился, называя ее «самой благородной книгой из тех, что написал».
Почти что нобелевский лауреат
Выдвинули поэта на получение этой престижной награды наравне с Максимом Горьким и Иваном Буниным, однако удача ему не улыбнулась. Кстати, получить бы он ее мог ровно 100 лет назад – в 1923 году!
Юбилей выхода в Ярославле первой книги Бальмонта отмечался целых два раза
Несмотря на то, что сборник не был тепло принят читателями, в мае 1920 года литературная общественность Москвы помпезно отпраздновала 30-летие выхода в Ярославле «Сборника стихотворений» Бальмонта. С приветствиями в адрес юбиляра выступали Вячеслав Иванов, Федор Сологуб, японская поэтесса Инаме. Ну а пять лет спустя это событие поэт отметил снова, и причем в Париже вместе с молодыми поэтами русской эмиграции, читая перед публикой свои ранние стихи.
Источники: https://www.uniyar.ac.ru/yargu/story/persony/?ELEMENT_ID=58000
https://www.uniyar.ac.ru/pressroom/press/yarstarosti-konstantin-balmont-i-yaroslavskie-gluptsy/
https://school-workshops.ru/zhizn-avtora/balmont-fakty-biografii.html?ysclid=lg3qp27bk8834189258
https://uspeh.io/biografii/konstantin-balmont/?ysclid=lg3qjh7zai568873851