Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

«У науки есть свои правила»: интервью с Сергеем Коровкиным

Aa
15.07.2022
«У науки есть свои правила»: интервью с Сергеем Коровкиным

Сергей Юрьевич, какие были предпосылки к созданию лаборатории когнитивных исследований в ЯрГУ?

На протяжении последних 10 лет у нас формировался большой научный коллектив, состоящий в основном из студентов и аспирантов разных выпусков. Они занимались исследованиями в областях психологии мышления и инсайта, то есть внезапного нахождения решения задачи. Несколько десятков ребят прошли через научный коллектив, и большинство из них хотели бы заниматься наукой, но встала проблема — кадры есть, но не хватает мест, на которых можно было бы их закрепить. Кто-то смог найти работу на факультете. Но факультетская деятельность в первую очередь направлена на преподавание, и только во вторую – на исследования. Отсюда появилась потребность создания рабочих мест для молодых ученых и исследователей. В результате по инициативе ректора ЯрГУ Александра Русакова в конце прошлого года появилась научно-образовательная лаборатория когнитивных исследований на базе вуза.

На чем сконцентрирована деятельность лаборатории?

В первую очередь мы занимаемся научными исследованиями в области факторов творческого решения — выясняем, как найти нестандартное и не лежащее на поверхности решение мыслительных задач.

Кроме того, у нас есть и сопутствующие цели, как пример, совместно с Точкой Кипения ЯрГУ мы запустили проект «Ученые будущего» — место для дискуссий молодых людей, потенциальных ученых, которые хотели бы сделать свои первые шаги в науке, но не знают, с чего начать. Здесь мы делимся своим опытом, ведь сами когда-то тоже предпринимали робкие попытки исследований и во многом интуитивно понимали отличие хороших и плохих исследований. Наука – это не любая деятельность ученого в стенах университета, а специальная область знаний, в которой есть свои строгие правила.

Какие эксперименты проводит лаборатория?

Сейчас у нас активно развивается несколько направлений экспериментальных исследований. Одно из них — исследование «ага!-переживаний», возникающих у человека, когда он находит нестандартное решение задачи, испытывая при этом чувство воодушевления, озарения в большей или меньшей степени. Исследуя эти переживания, мы хотим найти те факторы, которые усиливают или ослабляют их выраженность. Направление в современном мире - популярное и перспективное.

Второе направление наших исследований — изучение поведенческих признаков инсайта при решении задач. Перед нами стоит вопрос — можем ли мы по жестам, выражению лица человека определить, насколько он близок к решению той или иной задачи? Приведу пример. В рамках направления мы провели забавное исследование — сравнили мимику испытуемого во время осмысления творческой задачи в присутствии экспериментатора и без него. Как выяснилось в ходе эксперимента, человек наиболее активно демонстрирует признаки инсайта или озарения именно в присутствии другого. Это показывает, что творческие решения — не просто познавательная деятельность, но еще и игра, разворачивающаяся между двумя людьми. Здесь мы уже выходим за пределы «головы» одного человека и анализируем социальное взаимодействие.

Еще одно интересное направление исследований, которое только-только зарождается в стенах лаборатории, — это психология эстетики. Мы рассматриваем красоту и эстетику как со стороны психологии искусства, так и со стороны психологии мышления и решения задач. Решения задач, как и предметы искусства, могут быть красивыми, изящными. Возникает фундаментальный вопрос, что же есть красота? Субъективно мы думаем, что знаем ответ, но существуют ли при этом некие объективные факторы определения красоты решений — это нам еще предстоит выяснить.

Возможно ли уже применить результаты определенных ваших исследований в работе, учебе, быту?

Пока исследования показывают, что все обстоит несколько сложнее, чем мы ожидали. Просто взять и применить их результаты, в общем-то, не воспрещается, но на данном этапе они не гарантируют успеха.

Темы требуют глубокого изучения. В качестве примера возможности применения приведу одно из исследований зарубежных коллег — они выяснили, что человек становится несколько креативнее под воздействием небольших доз алкоголя. Другие исследования показывают, что человек соблюдает более творческий подход к решению задач в состоянии нарушения работы лобных долей мозга и других низкофункциональных состояний, наподобие недосыпа.

Таким образом, можно сделать вывод, что отличающееся от нормы вследствие различных факторов состояние человека может подтолкнуть его к необычным решениям. Однако, можно ли применять результаты подобных исследований в быту? Вроде бы – да, но с большой осторожностью. Но сейчас нас скорее интересует вопрос о том, почему это работает, как люди приходят к решениям и находят выход из тупиковых ситуаций.

Знания в области творческого мышления в перспективе могут быть применены и при создании искусственного интеллекта. Мы понимаем, как запрограммировать компьютер на выполнение рутинной задачи по определенному алгоритму, но это не подходит для нетипичных ситуаций. Необходимо перестраиваться. Чтобы научить компьютер справляться с необычными заданиями, нам сначала нужно разобраться, как человек решает эти же задачи. Этим мы тоже занимаемся.

Много ли в лаборатории работает ученых?

На данный момент в лаборатории 14 человек, из них четверо – кандидаты наук. Мой коллега, Илья Владимиров, с которым мы вместе создавали и поддерживаем работу нашего коллектива, вскоре планирует защитить докторскую. Также с нами работают и молодые преподаватели, и магистранты, и бакалавры.

Я бы хотел отметить, что коллектив нашей научной группы гораздо шире — часть коллег также выполняют грантовые проекты РФФИ, по два президентских гранта и гранта РНФ и других фондов. Это тоже можно считать деятельностью лаборатории когнитивных исследований и кафедры общей психологии.

Хватает ли вам испытуемых, как вы с ними взаимодействуете?

Большинство испытуемых — студенты психфака, но мы надеемся на взаимодействие и с другими факультетами. Наш стимульный материал — решение задач. Чаще всего мы фиксируем время решения, процент решений и количество ошибок. При этом условия, в которых находится человек, мы постоянно варьируем.

Мы можем записывать, например, только внешние проявления поведения испытуемого — предложить ему нарисовать что-либо на планшете, а потом исследовать траекторию движения пальцев. Если человеку нужно находить правильные траектории на планшете в сложной задаче, то мы можем анализировать уверенность и ровность линии, скорость создания рисунка, паузы и сложные места. Также в ходе решения задач мы иногда исследуем активность мозга испытуемых с помощью ЭЭГ.

Какие интересные проекты реализуются на базе лаборатории и с партнерами, появились ли за полгода уникальные разработки?

За эти месяцы мы довольно много успели сделать, у нас было множество наработок. Как пример, на протяжении нескольких лет мы ежегодно проводим научную конференцию по когнитивной психологии. Она по-настоящему всероссийская — к нам приезжают ученые из ведущих вузов, не только психологи, но биологи и физиологи. Теперь конференция проходит под эгидой лаборатории — одну мы организовали в прошлом декабре, и надеемся, что в конце текущего года также удастся собрать ученых в Ярославле.

Как достижение отмечу успешное завершение проекта с партнером «Лабмедиа», которые в рамках своей работы заказали прикладное исследование эффективности их обучающих курсов. В рамках этого проекта совместно с МУБиНТ мы собрали большую выборку, более тысячи испытуемых, прошедших эти онлайн-курсы.

Кроме того, мы с коллегами из-за рубежа организовали в начале февраля международный онлайн-семинар «Insight without Borders», на котором выступил с докладом психолог из Амстердама Рубен Лаукконен. Семинар объединил многих ведущих исследователей России и других стран.

Мы много взаимодействуем с лабораторией когнитивных исследований РАНХиГСа, а также с лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН. В этих лабораториях немало исследователей, занимающихся нашей темой, мы находимся в контакте и готовы к дальнейшему сотрудничеству. Возможно, вскоре нам удастся провести совместный летний семинар по психологии инсайта.

Чего бы вы хотели добиться в рамках работы лаборатории в ближайшем будущем?

Хотели бы решить как научные вопросы, так и прикладные — закрепление кадров, получение грантов. В целом, мы надеемся организовать в Ярославле крупный центр притяжения для исследователей из России и зарубежья, которые занимаются психологией мышления и когнитивной наукой в целом.


Возврат к списку