Инициативная группа студентов и преподавателей, а также действующие психологи-консультанты провели 4 психологических марафона, 10 интерактивных лекций, 43 индивидуальных консультации, написали 22 просветительские статьи.
Все мероприятия проекта были направлены на повышение уровня психологического благополучия обучающихся: восстановление личностных ресурсов, появление мотивации к учебе, увеличение личной эффективности и не только. Итог – в проекте приняли участие почти 900 студентов. Какими они были, эти 7 месяцев, рассказывает Надежда Клюева, доктор психологических наук, профессор, завкафедрой консультационной психологии ЯрГУ, руководитель проекта «Самое время».
- Это первый опыт длительного и масштабного проекта по психологической поддержке студентов?
- Да, это первый подобный проект в университете. Я бы даже отметила, что так оперативно среагировать на ситуацию, сложившуюся в период пандемии в образовательной сфере, в России не смог никто, судя по данным психологических служб других вузов. И нам удалось сделать это хорошо: некоторые видеозаписи собрали более 2000 просмотров.
- Достигли ли вы поставленных целей?
- Я перфекционист, мне всегда хочется большего. Проект показал, что работать в интерактивном ключе, уметь не рассказывать теорию, а помогать студентам решать их запросы, могут не все преподаватели. Классическая лекция никому не нужна. Психологи дают инструменты самопонимания, а не рассказывают о том, что такое благополучие, под запись. Поэтому первый вопрос, который у нас возник по окончании проекта - как развивать свою компетентность, чтобы более эффективно работать со студентами.
- С какими проблемами студенты приходили на консультации?
- Стресс, связанный с резкими переменами в образе жизни, эмоциональное выгорание, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка. У кого-то сложности вызывают взаимоотношения с окружающими, кому-то тяжело справляться с депрессивными состояниями. А некоторым было трудно переформатировать себя в условиях «дистанта», и мы помогали справиться с проблемой амотивации на обучение.
- Планируете ли вы продолжить работу по психологической поддержке студентов?
- Такая работа нужна безусловно. Проект позволил создать поддерживающую среду для студентов, которая стала подспорьем и для профессионалов: студенты подчас видят и знают больше друг о друге и, заметив проблему, сигнализируют профессионалам, а мы подхватываем. Это существенно снижает риски. Мне бы хотелось, чтобы в университете, как во многих ведущих вузах, существовала психологическая служба. Это еще и хорошая база практики для студентов, причем не только для психологов, но и для социологов и юристов. Мы набрали уникальные материалы, сформировали поддерживающую среду, получили хороший опыт и благодарные отзывы участников – на этом нельзя ставить точку.